Характеристика типов рыночных структур 

Печать

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Характеристика типов рыночных структур
Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.
Каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка.
Рыночная структура – совокупность признаков рыночной организации, отражающих отраслевые особенности, и определяющих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.
Экономисты различают четыре рыночные структуры:  
 чистая конкуренция, 
 чистая монополия, 
 монополистическая конкуренция, 
 олигополия.

Характерные черты основных моделей рынков
Критерий Тип рынка
 Чистая кон-куренция Монополи-стическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов Очень боль-шое Большое Несколько Один
Тип товара Стандартизи-рованный Дифференци-рованный Как диффе-ренцирован-ный,
так и стандар-тизированный Уникальный
Барьеры для вступления в отрасль Отсутствуют Практически отсутствуют Весьма суще-ственные барьеры Вступление блокировано
Контроль за ценой со сто-роны отдельно взятого произ-водителя Отсутствует Некоторый, но в до-вольно узких рамках Ограничен взаимной за-висимостью но может быть весьма существен-ным при сго-воре Полный кон-троль над ценой

 
Критерий Тип рынка
 Чистая конкуренция Монополи-стическая конкуренция Олигополия Монополия
Неценовая конкуренция Отсутствует Присутствует (упор на рек-ламу, торго-вые знаки, торговые марки) Присутст-вует (где товар диф-ференциро-ванный), от-сутствует (где стан-дартизиро-ванный) Отсутствует (главным обра-зом, реклама фирм с общест-венными орга-низациями)
Примеры

 Сельское хо-зяйство Розничная торговля, производство одежды, обу-ви Производ-ство стали, чугуна, ав-томобилей 
6.2. Определение цены и объема производства
в условиях совершенной конкуренции
Основные черты совершенной конкуренции:
1) очень большое число покупателей: основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером может служить рынки сельскохозяйственных товаров;
2) стандартизированная продукция: конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, свойствах, функциях и т.д.;
3) «соглашающийся с ценой»: на чисто конкурентном рынке отдельные фир-мы не осуществляют контроль над ценой продукции, поскольку отдельно взятый производитель производит от общего объёма рыночного предложения крайне незначительную часть. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка – цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства; 
4) свободное вступление и выход из отрасли: не существует никаких серьез-ных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
Чистая конкуренция – модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Анализ чистой конкуренции сосредоточивается на следующих важных целях:
 изучение спроса с точки зрения конкурентного продавца;
 исследование приспособления в краткосрочном периоде
 исследование природы долговременных изменений и приспособлений в отрасли;
 оценка эффективности конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом. 
Спрос на продукт конкурентного продавца
Поскольку в условиях чистой конкуренции на рынке действует множество продавцов, каждый из которых производит незначительную часть от общего объема производства, то для отдельно взятого производителя рыночная цена выступает как величина, заданная рынком. Конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену.
Поэтому, кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична.

Средний, валовой и предельный доход
Валовой доход при любом уровне продаж может быть определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. TR = P*Q
Предположим, что покупатель должен уплатить цену в 131 долл. за штуку. Валовой доход увеличивается на постоянную – 131 долл. – с каждой дополни-тельной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену. Функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна.
Таблица 13
Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
Цена товара
(средний доход), долл.
Р = АR Объем продаж Валовой доход, долл. TR Предельный до-ход, долл., TR
131 0 0 -
131 1 131 131
131 2 262 131
131 3 393 131
131 4 524 131
131 5 655 131
131 6 786 131
131 7 917 131
131 8 1048 131
131 9 1179 131
131 10 1310 131
Средний доход фирмы представляет собой частное от деления выручки на объем реализации. Средний доход равен также 131 долл. Цена и средний доход – это одно и тоже, рассмотренное с разных точек зрения. AR = TR / Q = P.
Предельный доход – приращение валового дохода при увеличении продаж на единицу продукции. MR = Δ TR / Δ Q. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. Предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR = P.
Определение оптимальной цены и объема производства фирмы – совершенного конкурента в условиях краткосрочного периода
При «фиксированной» рыночной цене перед производителями возникают следующие вопросы:
 следует ли производить?
 если да, то какое количество?
 какая прибыль (убыток) будет получена?
На первый взгляд ответ на вопрос «Следует ли производить?» кажется оче-видным «Вам следует производить, если это принесет прибыль». Но ситуация намного сложнее. Поскольку в краткосрочный период часть общих издержек фирмы постоянные, а другая часть – переменные, то постоянные издержки фирма несет даже тогда, когда закрывается, то есть ничего не производит. Это означает, что, возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма могла бы получить прибыль, но фирма могла бы все-таки производить при условии, что, поступая так, она понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой она столкнется при закрытии.
Таким образом, фирме следует производить в краткосрочном периоде, если она может получить: 1) либо экономическую прибыль, 2) либо убыток меньший, чем постоянные издержки.
Тогда ответ на вопрос «Сколько производить?» будет следующим: В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
Существуют два подхода к определению оптимального объема производст-ва:
1) сравнение валового дохода с валовыми издержками;
2) сравнение предельного дохода с предельными издержками.
Сравнение валового дохода с валовыми издержками
(случай максимизации прибыли)
Таблица 14
Объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, в условиях чистой конкуренции: принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками 
(Цена единицы – 131 долл.).
Общее количество продукта Валовой доход, долл. Совокуп-ные постоян-ные издерж-ки, долл. Совокуп-ные перемен-ные издерж-ки, долл. Вало-вые из-держки, долл. Совокуп-ная экономи-ческая прибыль (+) или убыток (-)
(2) – (5)
1 2 3 4 5 6
0 0 100 0 100 -100
1 131 100 90 190 -59
2 262 100 170 270 -8
3 393 100 240 340 +53
4 524 100 300 400 +124
5 655 100 370 470 +185
6 786 100 450 550 +236
7 917 100 540 640 +277
8 1048 100 650 750 +298
9 1179 100 780 880 +299
10 1310 100 930 1030 +280
 
Теперь мы можем ответить на три вопроса:
1) «Следует ли фирме производить?» – Да, потому что она может получить прибыль, поступая таким образом;
2) «Сколько производить?» – Девять единиц, потому что совокупная экономическая прибыль при этом максимальная. Размер прибыли – 299 долл.
Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
Сравнение валового дохода с валовыми издержками
(случай минимизации убытков)
 Предположим, что издержки остаются неизменными, фирма не может полу-чить экономические прибыли, если рынок устанавливает цену значительно ниже 131 долл. – 81 долл.
Все уровни производства будут приносить убытки. Но фирма не закроется, потому что, осуществляя производство, фирма может понести убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, которую она понесла бы, закрывшись, то есть, не производя продукцию.


Таблица 15 
Объем производства, минимизирующий убытки фирмы, в условиях чистой конкуренции: принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками 
(Цена единицы – 81 долл.).
Общее ко-личество продукта Валовой до-ход, долл. Совокупные постоянные издержки, долл. Совокупные переменные издержки, долл. Валовые из-держки, долл. Совокупная экономическая прибыль (+) или убыток (-)
(2) – (5)
1 2 3 4 5 6
0 0 100 0 100 -100
1 81 100 90 190 -109
2 162 100 170 270 -108
3 243 100 240 340 -97
4 324 100 300 400 -76
5 405 100 370 470 -65
6 486 100 450 550 -64
7 567 100 540 640 -73
8 648 100 650 750 -102
9 729 100 780 880 -151
10 810 100 930 1030 -220
Когда валовой доход превышает совокупные переменные издержки, фирма будет осуществлять производство, потому что эти издержки, так же как и часть совокупных постоянных издержек, могут быть оплачены из дохода. Если бы фирма закрылась, все ее совокупные постоянные издержки должны были бы оплачены из кармана предпринимателя. При 6 единицах выпуска убытки минимизируются.
  21 июня 2009,  admin
 (голосов: 2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Популярные новости