РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Категория Новости: Русский язык

РАЗДЕЛ I.

РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1. Что такое риторика и зачем ее изучать

Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия “риторика”. Становление и основные этапы развития риторики.

Риторика в России. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала.

Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.

Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения.

Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.

Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

Литература

Основная

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998 (Риторика. Кн. 1-ая, гл. I, II; Кн. 2-ая, гл. I).

Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.

Аннушкин В. И. Первая русская “Риторика” (Из истории риторической мысли). – М., 1989.

Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики. М., 1991.

Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1991.

Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика учителю. – Пермь, 1993.

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.

Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. – М., 1996.

Мурашов А. А. Риторика: Хрестоматия. Практикум. – М., 1997.

Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. – М., 1997.

Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. – Глава I.

Русская риторика: Хрестоматия / Автор-состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.

Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

Дополнительная

Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1995.

Вомперский В. П. Риторики в России XVII – XVIII в.в. – М., 1988.

Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992.

Красноречие Древней Руси (XI – XVII в.в.). – М., 1987.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон; Аристотель. – М., 1993.

Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1993.

Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. – М., 1996.

Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. – М., 1991.

Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов/нД, 1994.

Юнина Е. А., Сагач Г. Общая риторика (Современная интерпретация). – Пермь, 1992.

Риторика в школе

Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 1994.

Детская риторика: I–VI классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1992 – 1997.

Кохтев Н. Н. Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М., 1994.

Ладыженская Т. А. и др. Концепция и программа детской риторики: I-IV классы // Начальная школа. – М., 1994. - № 7.

Ладыженская Т. А. Курс школьной риторики: V-XI классы // Русская словесность. – М., 1996. – № 2.

Львов М. Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся X-XI классов. – М., 1995.

Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Т. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1994.

Речь. Речь. Речь. / Под ред. Т. А. Ладыженская. – М., 1990.

Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ. / Авторы-сост.: Н. А. Купина, Т. В. Матвеева – Екатеринбург, 1997.

Смелкова З. С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе. – Самара, 1994.

Школьная риторика: V-IX классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1996 – 1999.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте определения риторики в различных учебниках и учебных пособиях. Что в них общего и различного? Какие из них наиболее полно отражают сущность и задачи риторики?

2. Какую роль в развитии риторики сыграла античная культура?

3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа.

4. Проанализируйте речевое поведение окружающих, однокурсников, тележурналистов. Соответствует ли оно требованиям русского риторического идеала?

5. Как вы понимаете смысл одной из частей определения риторики – “эффективное, целесообразное, гармонизирующее общение”?

6. Нужны ли риторические знания учителю?

7. В чем заключаются основные особенности современного этапа развития риторики?

8. Каково соотношение общей и частных риторик?

9. Что изучает педагогическая риторика?

 

РАЗДЕЛ II.

ОБЩЕНИЕ

Тема 2. Зачем люди общаются

Роль общения в социальной практике.

Сущность, функции и средства общения.

Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность).

Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения.

Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как “зона повышенной речевой ответственности”.

 

Тема 3. Как люди общаются

Коммуникативная и речевая ситуация.

Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный),

Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью).

Особенности общения в ситуации “учитель – ученик” (“учитель – группа учащихся”). Коммуникативные и речевые задачи, решаемые учителем в ходе общения со школьниками на уроке и вне урока. Учебно-речевые ситуации общения. Учитель как коммуникативный лидер.

Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя.

 

Тема 4. С помощью чего люди общаются (что является единицей общения)

Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса.

Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты.

Стили речи и стилистическая окраска текста.

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр.

Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения.

 

Тема 5. Как создаются и воспринимаются тексты (высказывания) в процессе общения

Речевая деятельность. Речь как способ “формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности” (И. А. Зимняя).

Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности.

Социальная функция текстов.

Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе их вербального общения.

Виды речевой деятельности. Особенности и функции рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов. Механизмы речи и особенности их функционирования в процессе порождения и восприятия высказывания (механизм эквивалентных замен; механизм памяти; механизм антиципации; механизм упреждающего синтеза).

 

Тема 6. Что такое коммуникативные качества речи

Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Правильность и чистота речи.

Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная). Точность речи учителя. Термины и профессионализмы в речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности.

Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.

Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Риторическая логика.

Типичные логические ошибки и пути их устранения. Логичность речи учителя и формы ее проявления в различных учебно-речевых ситуациях.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.

 

Тема 7. Что, кроме вербальных средств, обеспечивает эффективность общения

Вербальный и невербальный аспекты общения.

Невербальные средства общения. “Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Особенности невербального поведения учителя.

Просодический аспект общения. Голос и слух в акте коммуникации.

Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Гигиена голоса учителя.

Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

Интонационные единицы языка. Интонема как единица интонации (модель интонации). Классификация интонем. Интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы. Интонационные элементы, участвующие в образовании различных групп и интонем.

Стилистическая функция интонации.

Интонационные стили. Интонационный стиль как разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.

Интонационные стили речи учителя как разновидности интонационного оформления профессионально значимых высказываний.

Индивидуальный стиль речи учителя как система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Вербальный, интонационный и кинетический (жесто-мимическое поведение) компоненты индивидуального стиля. Индивидуальный речевой стиль как стиль педагогического общения, как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя.

Литература

Основная

Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.

Богданов В. В. Речевое общение. – Л., 1990.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов/нД, 1998. – Раздел I.

Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. – Саратов, 1997.

Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

Кан-Калик В. А. Грамматика общения. – М., 1995.

Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. – М., 1989.

Князьков А. А. О суггестивности педагогического голоса // Педагогическое образование. – М., 1990. – Вып. 2.

Кожина М. Н. Речевой жанр и речевой акт (Некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи – 2. – Саратов, 1999.

Курбатов В. И. Культура речевого общения. – Ростов/нД, 1992.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.; Нальчик, 1996.

Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997.

Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. – Екатеринбург, 1998.

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Глава I.

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1992.

Сборник упражнений по культуре речи, риторике и стилистике / Сост. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург, 1997.

Сиротинина О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов “речевой жанр” и “риторический жанр” // Жанры речи – 2. – Саратов, 1999.

Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

Стернин И. А. Общение в современном обществе. – Воронеж, 1991.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов, 1997.

Дополнительная

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М., 1988. – Разд.: жанры общения.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1983.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Чихачев В. П. Культура и техника речи. – Ростов/нД, 1994.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983.

Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. – М., 1975.

Текст как психолингвистическая реальность. – М., 1982.

Формановская Н. И. Социопрагматические аспекты теории речевого общения. – М., 1988.

Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М., 1991.

Шабес В. Я. Событие и текст. – М., 1989.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова “общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?

3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

4. Проанализируйте характер речевого поведения окружающих в различных ситуациях. Какие уровни общения проявляются в этих ситуациях?

5. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

6. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

7. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

8. Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?

9. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

10. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т. п. речи.

11. Проанализируйте характер использования “языка внешнего вида” (жесты, мимика, телодвижения, поза и т. п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

12. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

13. Раскройте содержание следующих понятий: интонация, интонационные единицы, интонема.

14. Назовите основные интонационные стили. Приведите примеры их реализации в речи (в речи учителя).

15. Что общего в понятиях “индивидуальный стиль” и “индивидуальный стиль речи учителя”? В чем отличие этих понятий?

 

РАЗДЕЛ III.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Тема 8. Слушание в профессиональной деятельности учителя.

Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Механизмы слушания (механизм слуховой памяти; механизм антиципации; механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания прослушанного текста и др.).

Процесс смыслового восприятия звучащей речи. Этапы слушания (осознание цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания; восприятие текста и его осмысление; контроль и оценка деятельности).

Виды слушания (глобальное, деятельное). Способы слушания (рефлексивное-нерефлексивное-эмпатическое). Культура слушания.

Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать: опрос, проверка домашнего задания, беседа; оценка устных развернутых ответов школьников, подготовленных ими докладов и сообщений, разрешение спорных, дискуссионных вопросов и т. п.

Основные приемы совершенствования умения слушать.

 

Тема 9. Чтение в профессиональной деятельности учителя

Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Механизмы чтения (механизм антиципации; механизм эквивалентных замен; механизм памяти). Чтение как процесс извлечения смысла из письменного текста, как процесс его понимания. Специфика понимания текстов различного характера (научного, художественного, публицистического). Эпифеноменнальное понимание, формы его проявления и причины возникновения.

Чтение как деятельность. Этапы работы с текстом (книгой) в процессе осмысления читаемого. Приемы осмысления текста в процессе ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения. Роль внетекстовых компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения, условные графические обозначения и т. п.) в процессе осмысления текста. Роль названия, эпиграфа, оформления текста (книги) и т. п. в процессе осмысления читаемого. Признаки (свойства) хорошего, зрелого чтения (техника чтения, гибкость чтения, умение пользоваться приемами осмысления текстов в процессе его восприятия). Приемы запоминания прочитанного. Формы и приемы воспроизведения прочитанного.

Вторичные тексты, созданные на основе чтения первичных текстов (изложение, пересказ, отзыв, рецензия, конспект, реферат, реферативное сообщение и др.).

Чтение в профессиональной деятельности учителя. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать (проверка письменных высказываний школьников и их оценка; подготовка к объяснению нового материала, основанная на чтении научной, учебной и научно-популярной литературы; подготовка к анализу изучаемых в школе произведений художественной литературы; подготовка к дискуссии и т. п.).

Основные приемы совершенствования умения читать.

 

Тема 10. Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности

Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Механизмы речи, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний (механизм репродукции; механизм выбора языковых средств; механизм комбинирования языковых средств в процессе создания элементов высказывания; механизм упреждения, антиципации; механизм дискурсивности).

Текст и дискурс как единицы продуктивной речевой деятельности: общее и различное.

Особенности письменной речи. Структура письменного высказывания. Структурные элементы текста.

Особенности устной речи. Строй устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи.

Специфика порождения устных и письменных высказываний.

Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла высказывания. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор класса поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла).

Переход к внешней речи. Рациональный характер обработки содержания высказывания. Вербализация и структуризация высказывания. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Оценка созданного высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления.

Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от замысла к слову. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста.

Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.).

Взаимодействие различных видов речевой деятельности в процессе общения.

Литература

Основная

Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учимся быстро читать: Книга для учащихся старших классов. – М., 1991.

Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. – Тверь, 1993.

Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993.

Винокур Т. Г. Разговорная речь, разговорный стиль, устная форма // Разновидности городской устной речи. – М., 1988.

Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М., 1984.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

Жинкин Н. И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. – М., 1985. - № 1.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. – М., 1995. - № 3.

Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Ознакомительное чтение // Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2.

Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Изучающее чтение // Русский язык в школе. – М., 1999. - № 1.

Ипполитова Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс – минус. – М., 1999. - № 5.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – Часть 2-ая.

Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980.

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 2-4.

Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. – Свердловск, 1991.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.

Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М., 1989.

Тумина Л. Е. Обучение слушанию на уроках риторики в V классе // Русская словесность. – М., 1996. - № 3.

Тумина Л. Е. К проблеме профессионального педагогического слушания // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1997. - № 2.

Тумина Л. Е. Учимся слушать. Обучение восприятию информационной речи (Уроки риторики в VI классе) // Русская словесность. – М., 1997. - № 5.

Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1998. - № 1-2.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997.

Дополнительная

Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.

Богин Г. И. Типология понимания текста. – Калинин, 1986.

Жинкин Н. И. Язык и творчество: Избр. труды. – М., 1998.

Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. – М., 1983.

Ломоносов. Хрестоматия. / Авт.-сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович, - Пермь, 1994.

Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1996.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения / Пер. с англ., Под ред. Н. Ф. Талызиной. – М., 1984.

Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?

2. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?

3. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

4. Проанализируйте слдующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем говорится?

“Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детективы Конан Дойла – страницами”.

(Лаборатория развития образования, г. Хьюстон)

5. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

6. В чем отличие понятий “устная речь”, “разговорная речь”, “устная озвученная речь”?

7. Всем известно выражение “И говорит, как пишет”. Хорошо это или плохо?

8. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в вашей речевой практике?

9. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия “текст” и “дискурс”. Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

10. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса создания текста? Что в них общего?

11. Цицерон утверждал: “Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

12. Каким образом различные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом в процессе общения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

РАЗДЕЛ IV.

ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Тема 11. Ораторское искусство.

Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности. Основные этапы развития ораторского искусства. Роль ораторского искусства в современном мире. Цель “ораторства”. Сущность красноречия. Специфика публичного выступления. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя.

 

Тема 12. Требования к поведению говорящего.

Нравственный долг оратора.

Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора). Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи.

Учет “фактора адресата” в публичном выступлении. Соотношение “говорящий-слушающий” и специфика его проявления в публичном выступлении.

Принцип “гармонизирующего диалога” и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления.

Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории.

Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.

Этос: условия речи, “которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи).

Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата.

Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи (“словесное воплощение пафоса на условиях этоса”).

Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.

 

Тема 13. Структура публичного выступления

Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.

Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.

Риторический эскиз речи и способы его создания.

Подготовка к публичному выступлению. Риторический анализ публичного выступления.

 

Тема 14. Информирующая (информативная) речь и ее особенности

Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи.

Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части.

Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации.

Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.

 

Тема 15. Аргументирующая речь

Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.).

Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.

Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные).

Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса.

Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью “навязывания” готового мнения адресату.

Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, “сила чувств” и убедительности).

Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др.).

Психологическая сторона убеждающей речи Аргументы “к человеку”. Агументы “к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы.

Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аругментов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической “силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации.

Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации.

Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аругментирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи.

Устные жанры аргументирующей речи.

 

Тема 16. Дискуссия. Дискуссионная речь

Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.

Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.

Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные.

Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, “публицистичность” формулировки темы и др.).

Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.

Умение выделить предмет спора и “не потерять” его в процессе дискуссии.

Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами.

Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.

Владение искусством аргументации.

Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.

Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.

Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и


 (голосов: 3)
Добавил: Angel | 12 ноября 2008 | Просмотров: 3108

Популярные новости